125 лет минуло с рождения М.А., казалось бы, не может уже оставаться белых пятен в его биографии и тем не менее... У меня, как у профана, возник вопрос о месте рождения первенца Булгаковых.
Переезд моей семьи в Чеховский переулок
совпал с выходом в 1990г. фотоальбома А.Кончаковского и Малакова "Киев Михаила Булгакова". С этим альбомом в руках я, как бы заново, открывал для себя Город. Выгуливая своих доберов в разрушенном урочище Гончары, (которое теперь с подачи заселившихся в новоделах нуворишей превратилось в Воздвиженку, хотя ул.Воздвиженская получила название от Крестовоздвиженской церкви только в конце 18-го века и была застроена купцами. Толи дело, Гончарная, Кожемякская, Дегтярная... ) видел такую картину: (фото из сети)
_________________ Ленин ехал из Разлива - больше он не мог без пива!
Добавлено: Пн Май 16, 2016 7:28 pm
Gander
Зарегистрирован: 10.04.2015
Сообщения: 2250
Откуда: Фастов Киевской обл.
Не раз стоял у остова дома №10 (фото А.Ранчукова, 1987г):
Почему не сделал ни единого снимка - не могу понять...
Вот что пишет А.Кончаковский:
"Здесь, на Воздвиженской,10, родился 3(15) мая 1891 года первенец Булгаковых, крещенный 18(30) мая отцом Матвеем в Крестовоздвиженской церкви именем деда по матери и покровителя Киева архистратига Михаила."
Это (если Google карты не подвел) новострой по известному адресу, а ниже - та самая Крестовоздвиженская в ту эпоху и ныне:
_________________ Ленин ехал из Разлива - больше он не мог без пива!
Добавлено: Пн Май 16, 2016 7:44 pm
Gander
Зарегистрирован: 10.04.2015
Сообщения: 2250
Откуда: Фастов Киевской обл.
Таким образом, место рождения М.А. было для меня фактом непреложным. Позже, из Булгаковской энциклопедии узнал, что событие произошло в доме №28. Но это недоразумение выяснилось быстро - Воздвиженская, 10 ранее был №28.
Эту фотографию знаю как самую раннюю из известных - на ней Мише, стоящему рядом с сестрой Верой, три года:
_________________ Ленин ехал из Разлива - больше он не мог без пива!
Добавлено: Пн Май 16, 2016 8:59 pm
Gander
Зарегистрирован: 10.04.2015
Сообщения: 2250
Откуда: Фастов Киевской обл.
Приз за нелепость получила информация из д/ф "Путешествие по Киеву" Киевской телестудии, показанный в 1983-м по Центральному телевидению во всенародно любимой программе Сенкевича Клуб кинопутешественников. Съемочная группа проезжала по Андреевскому, а приятный голос вещал: "- Посредине Андреевского спуска стоит дом, в котором родился и жил М.А.Булгаков."
Скриншоты из "этого":
_________________ Ленин ехал из Разлива - больше он не мог без пива!
Добавлено: Пн Май 16, 2016 9:40 pm
Gander
Зарегистрирован: 10.04.2015
Сообщения: 2250
Откуда: Фастов Киевской обл.
И вот, относительно недавно, попались на глаза "Воспоминания о Михаиле Булгакове", в которых авторы Е.Булгакова (внучка М.А.) и С.Ляндрес предоставляют слово семейному биографу М.А., его самой преданной обожательнице сестре Надежде Афанасьевне. Вот первые строки её выступления в музее Л.Н.Толстого 30 января 1967года, тема - "Михаил Булгаков в семье": "-1891 год. Весна. В Киеве на Госпитальной улице, которая, подобно большинству киевских улиц, шла в гору, в доме №4 у магистра Киевской Духовной Академии родился первенец."
Дом, как вы уже, наверное, догадались, чудесным образом тоже не сохранился... Почему? А вот причина:
Интересно, что в 90-х я частенько бывал на этой улице, (там жил мой приятель Малетин) даже не подозревая о возможной сакральности этого места...
Откуда эта нестыковка? Кончаковский пишет, что на Госпитальную, 4 семья переехала позже. Но, может быть, дело в том, что дом №10 на Воздвиженской принадлежал тому самому отцу Матвею Павловичу Бутовскому, крестившему новорожденного, и ребенка могли уносить и приносить в церковь из этого дома, благо он находился в непосредственной близости от церкви?
Могла ли ошибаться родная сестра М.А., взявшая на себя роль биографа, ведшая дневник с 1909 года, хранившая семейный архив, в т.ч. и переписку с 80-х гг. XIX века?
_________________ Ленин ехал из Разлива - больше он не мог без пива!
Добавлено: Пн Май 23, 2016 6:18 pm
Gander
Зарегистрирован: 10.04.2015
Сообщения: 2250
Откуда: Фастов Киевской обл.
"Ну, уж это положительно интересно,- трясясь от хохота, проговорил профессор,- что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!" М.А. Булгаков
Ну, так уж и ничего! А это вы видели? То-то. Как говорили в прежние времена, "советские слоны - самые счастливые слоны в мире!"
И что вы думаете, это превратилось в очередной "долгострой"? Возмущенные киевляне бойкотировали это жлобство? Отнюдь:
Как говорится, "найдите 10 отличий" (подземный паркинг в зачет не идет!):
Это же сколько новоиспеченных теперь с гордостью могут сказать, что они живут в "доме Булгакова"!
Как говорила Раневская, "-жаль королевство маловато, разгуляться негде" - 10 А уже есть,
10Б - тоже. Разве что, соседнюю "неблагозвучную" Кожемякскую переименовать в New-Воздвиженскую?
_________________ Ленин ехал из Разлива - больше он не мог без пива!
Добавлено: Сб Дек 02, 2017 1:59 pm
Gander
Зарегистрирован: 10.04.2015
Сообщения: 2250
Откуда: Фастов Киевской обл.
"Людей много, а мыслей мало" (Милан Кундера) - эпиграф к статье Андрея Борисовича Левина (инженер-механик, профессор, 1938 г.р.)
к 75-летию (теперь уже к 90-летию) 1-й публикации романа Ильфа и Петрова и 1-го запрещения пьесы Булгакова:
"Двенадцать стульев" из "Зойкиной квартиры."
http://netslova.ru/ab_levin/12s.html
Пересказывать статью нет смысла - она небольшая по объему и заинтересовавшиеся могут прочесть по вышеприведенной ссылке.
Остановлюсь на нюансах.
В той части статьи, где говорится, что плагиат (в т.ч. и подсознательный) стал неотъемлемой частью творческого процесса, приводится мнение В.Б.Шкловского (литературовед, "писатель" - еще один латунский), который "...всерьёз считал успех Булгакова уже в самом начале его литературной известности успехом "вовремя приведенной цитаты".
Кто же он такой, Шкловский? Небольшая викторина: я публикую два фото (на первом - прообраз), а вы вспоминаете имя персонажа романа, прообразом которого был этот самый Шкловский.
Добавлено: Сб Дек 02, 2017 2:41 pm
Gander
Зарегистрирован: 10.04.2015
Сообщения: 2250
Откуда: Фастов Киевской обл.
Как вы правильно вспомнили, это гнусный тип, "засахаривший" моторы броневиков, красный агент Шполянский, прообразом которого был ненавидимый Булгаковым Шкловский - они пересекались в те годы в Киеве. О "засахаривании" движков Шкловский с гордостью писал в одной из своих книжонок воспоминаний. И хотя в те годы он был еще эсером, а не большевиком, но точный в историческом контексте М.А. знал, что до 1918 и те и другие были соратниками. Т.е., в оценке творчества М.А. налицо личная месть Шкловского, который, как и Валентин Катаев (об отвергнутом потенциальном зяте Булгакова я писал ранее), всю жизнь очернял творчество М.А.
Катаев, Олеша, Булгаков 1931г.:
Правду сказать, этому дрищу в романе отведен всего лишь третий план и только в сериале С.Снежкина он демонизирован и помещен среди главных героев:
http://www.telegrafua.com/social/12844/
Добавлено: Сб Дек 02, 2017 4:23 pm
Gander
Зарегистрирован: 10.04.2015
Сообщения: 2250
Откуда: Фастов Киевской обл.
Gander писал(а):
Т.к. издание повести в СССР и ее экранизация, практически, совпали по времени, большая часть аудитории знакома с повестью в киноварианте. Наверное, поэтому вышеприведенный факт плагиата выпал из поля зрения ( впрочем, я не настолько знаком с исследованиями творчества М.А., чтобы утверждать это).
Речь шла (2015) о повести "Coбачье сердце" в моем мини исследовании о краже сюжета у Булгакова про некачественную краску для волос двумя авторами:
Здесь старший - будущий "классик" и автор идеи "12 стульев" Валентин Катаев и младший - будущий мент и соавтор Ильфа:
Е.Петров, И.Ильф:
А вот цитата из статьи А.Б.Левина: "Вероятность того, что никто из миллионов читателей повести Булгакова и романа Ильфа и Петрова не заметил приведенного выше поразительного совпадения, совершенно ничтожна. Но к своему стыду я не проявил достаточного рвения, чтобы найти публикации на эту тему. Поздравляю неизвестного мне автора и завидую ему."
К сожалению, не я этот автор - Андрей Борисович Левин опередил меня на 12 лет...
В завершение последняя цитата: "В отличие от своих малодушных современников, М.А.Булгаков в высшей степени обладал ... "мужеством писателя". И нет у него причин, сколько бы времени ни прошло, стыдиться любой из своих страниц..."
На фото слева на право: брат Ильфа,
далее В. Катаев, М.А.Булгаков, Ю.Олеша, И.Уткин на похоронах В.Маяковского - узника совести, нашедшего в себе силы (после осознания своих ошибок) уйти из жизни...
Добавлено: Сб Мар 10, 2018 12:32 am
Gander
Зарегистрирован: 10.04.2015
Сообщения: 2250
Откуда: Фастов Киевской обл.
Сегодня - день смерти М.А.Булгакова. Уже многие годы незадолго до очередной годовщины ощущаю безотчетное желание вновь и вновь открывать для себя Михаила Афанасьевича.
Из сорокалетнего знакомства с его творчеством несколько десятилетий были отравлены необъяснимым несоответствием между образами Турбина из "Белой гвардии"и мастера из "закатного романа". Автобиографичность и непреходящая ценность "Белой гвардии" как документа эпохи и её главного героя, человека чести, веры и воли так не соотносились с образом вялого, подавленного и разуверившегося мастера, которого с конца 80-х стали искусственно, но настойчиво ассоциировать с Булгаковым разные латунские наших дней. И когда все мы в это уверовали, каждый из нас испытал разочарование и подсознательное раздражение по отношению... - нет, не к герою романа, а к Булгакову, что и требовалось прохвостам из "массолита"!
Но не все приняли на веру образ такого Булгакова - наш земляк из Мариуполя, выпускник-отличник Донецкого политеха, горный мастер на шахтах Донбасса, а с 1977 и до пенсии сотрудник КГБ в Киеве как и многие другие технари, ищущие истину стал булгаковедом, причем не одним из пристроившихся к кормушке, а полковником-аналитиком, раскрывшим код Булгакова и восстановившем для потомков светлый образ и честь Михаила Афанасьевича и его жены Елены Сергеевны!
Продолжение следует...
Добавлено: Вс Мар 11, 2018 11:24 pm
Gander
Зарегистрирован: 10.04.2015
Сообщения: 2250
Откуда: Фастов Киевской обл.
Несколько цитат из книги-исследования вышеупомянутого автора (пока не раскрывая карт, так сказать "для затравки"):
"Предыстория этой книги такова. Когда-то мне дали почитать на две ночи "Мастера и Маргариту". Не скрою, чтение романа оказалось не легким делом. Было понятно только, что речь идет о А.М.Горьком, знаменитом советском писателе, одном из столпов нашей культуры; но оставалось неясным, почему Булгаков показал его и его возлюбленную в таком неприглядном виде, и что он вообще хотел этим сказать. Тогда еще не издавалась "возвращенная литература", и все мы находились под влиянием вдалбливавшихся нам на протяжении десятилетий взглядов на нашу историю и ее видных деятелей."
Интересно? Тогда "за мной, мой читатель!"(с):
"Через несколько лет в "Литературной газете" появился целый разворот , посвященный Булгакову - "мастеру". Из содержания помещенных в него материалов было видно, что официальный литературный истэблишмент твердо уверовал, что в образе Мастера Булгаков показал себя самого, что этот образ следует воспринимать только в положительном свете со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это в корне расходилось с моим восприятием содержания романа; к тому же, шел уже 1988 год, и появившиеся к тому времени ранее закрытые для нас материалы подтверждали мое видение содержания романа. Я написал в газету, что Мастер - вовсе не Булгаков, а Горький; получил ответ, суть которого сводилась к тому, что в переводе на обычный язык означало "Не лезь в калашный ряд."
Восприняв это как команду "На старт!", плотно занялся этим вопросом и за полгода пришел к выводу, что под мастером действительно подразумевался Горький..."
Продолжение следует...
Добавлено: Вт Мар 13, 2018 11:12 pm
Gander
Зарегистрирован: 10.04.2015
Сообщения: 2250
Откуда: Фастов Киевской обл.
Продолжу цитатами, которые, по моему мнению, наиболее полно и вдохновенно возвращают Булгакова в ряд наиболее значительных личностей, нашедших в себе силы и мужество не только противостоять, но бороться силой пера против, извините за тавтологию, тотального тоталитаризма, привнесенного в историческое развитие России Ордой, так пришедшегося ко двору и поныне остающегося главной и непоборимой доктриной:
"...считаю, что российские филологи просто обязаны принести свои извинения за то, что на протяжении десятков лет вводят общественность в заблуждение относительно истинной направленности творчества Михаила Булгакова, в частности, романа "Мастер и Маргарита"...
"Оказалось, что для них совершенно безразлично как истинное гражданское кредо писателя, так и содержание его творчества."
"Булгаков как художник слова значительнее и глубже того примитивного образа, который пытается лепить по своему образцу и подобию "красная профессура", не владеющая элементарными вопросами истории отечественной литературы, насколько он порядочнее тех, кто превратил его имя и творческое наследие в заурядную кормушку. А ведь подлинное содержание наследия Булгакова свидетельствует, что даже в самые тяжкие времена истинная интеллигенция не сдавалась и не продавалась. Она боролась, и творчество Булгакова, если его оценивать не с бюрократических позиций, а по-честному, - тому яркое свидетельство."
Продолжение следует...
Добавлено: Ср Мар 14, 2018 11:56 am
Gander
Зарегистрирован: 10.04.2015
Сообщения: 2250
Откуда: Фастов Киевской обл.
Каждое произведение Булгакова это, по сути, памфлет и даже больше - пощечина совдепу! "Багряный остров" - пощечина, "Роковые яйца" - пощечина, "Зойкина квартира" - еще одна, "Собачье сердце" - пощечина "с оттягом"! Даже биография и пьеса о Мольере (кстати, так и не пошедшая дальше репетиций из-за Горького) оказалась опаснее восстания где-нибудь на Кубани или Украине... "Дни Турбиных" я не рассматриваю как оригинальное произведение: почитайте "Театральный роман" (пощечина содеп-культуре) и вы узнаете, что вытворял Станиславский с материалом автора. Булгаков был обречен на заклание и забвение.
Годы шли, оттепель 60-х сделала кое-что возможным и тут, как нельзя более кстати оказался мистически-романтический "Мастер и Маргарита" - шуму много, понять, а уж тем более расшифровать роман в те годы уже было, практически, некому, зато какая кормушка для нескольких поколений горе-булгаковедов! Но вернемся к нашим баранам:
"Мастер и Маргарита" является такой же едкой пародией на слащавые кривляния графоманов, как и "Ромео и Джульетта".
"Содержание романа..., несмотря на большое кол-во посвященных ему исследований, до настоящего времени остается загадкой для булгаковедов."
"И несмотря на то, что отступничество Мастера, предательство им своих идеалов обнаруживается без каких-либо усилий, и что это в корне противоречит фактам биографии Булгакова, добровольно ушедшего во "внутреннюю эмиграцию" по отношению к сталинскому режиму, вот уже второе поколение булгаковедов упорно и настойчиво пытается совместить несовместимое - концепцию о Булгакове как прототипе мастера с противоречащими ей фактами, которые в лучшем случае игнорируются, а нередко и грубо перевираются."
А тем временем российский "бомонд" неутомимо примеряет на себя запопсованные образы героев романа, не понимая, что за каждым из них кроется реальная (иногда гнусная) личность :
Продолжение следует...
Последний раз редактировалось: Gander (Чт Апр 19, 2018 5:49 pm), всего редактировалось 1 раз
Добавлено: Чт Мар 15, 2018 2:09 pm
Gander
Зарегистрирован: 10.04.2015
Сообщения: 2250
Откуда: Фастов Киевской обл.
Предваряя публикацию последних трех цитат, скажу, что прототипом ставшего именем нарицательным Латунского был не мелкий функционер РАППА, как предполагали штатные булгаковеды, а сам Луначарский - злой гений М.А., создатель теории о мастерстве и мастерах, кои в отличие от творцов куда как полезнее (а главное, управляемее) для молодой республики ( с Луначарским Булгаков учился в Киеве, в Александровской гимназии, ныне желтом корпусе университета):
"Следует ли считать, что Булгаков мог добровольно дополнить своей персоной предложенный Луначарским ряд мастеров: Маркс, Энгельс, Ленин..."
"...поскольку в первых редакциях мастером величали сатану Воланда, а в последующих это обозначение перешло к Мастеру - центральному персонажу романа окончательной редакции романа, то образ Мастера следует рассматривать именно в таком ключе - как персонажа, выполняющего функцию, аналогичную функции сатаны."
И так, независимо от того сможете ли вы осилить довольно сложное из-за невероятной плотности информации исследование автора вышеприведенных цитат, я считаю, что достиг цели, посеяв зерно не просто сомнения, а, пожалуй, истины в пытливых сердцах, а это лучшие поминки по нашему земляку!
Знакомьтесь, Альфред Николаевич Барков и его труд "Роман Булгакова "Мастер и Маргарита: альтернативное прочтение".
http://www.pereplet.ru/text/barkov.html
Здесь старший - будущий "классик" и автор идеи "12 стульев" Валентин Катаев и младший - будущий мент и соавтор Ильфа:
Два дня тому назад Михаилу Афанасьевичу "стукнуло" 127, но он, как и прежде, рядом с нами, чем постоянно пробуждает нашу, всегда пытающуюся задремать совесть!
Вышеприведенная цитата здесь не случайно, о чем и пойдет дальше.
В книге Мирона Петровского "Мастер (ха-ха) и город. Киевские контексты Михаила Булгакова" читаем :
"В самом центре города, на Владимирской горке, в первые годы ХХ столетия появилась панорама "Голгофа". Созданная для Венской выставки 1892г. художниками Г.Фрошем, И.Крюгером (к ним присоединился киевлянин С.Фабианский), панорама после пожара была перевезена в Киев и разместилась в павильоне, который специально для неё построил архитектор В.Римский-Корсаков (Римский - в этом мсте Булгаков, усмехнувшись, мысленно поставил бы "нотабену")
"Голгофа"некоторое время экспонировалась в Одессе, и Валентин Катаев, человек того же поколения, что и Михаил Булгаков, писатель близкого к нему литературного круга, видевший панораму в своем одесском детстве, на склоне лет описал её, включив в детский опыт своего персонажа: "...Перед мальчиком полукругом раскинулась как настоящая..."
Добавлено: Чт Май 17, 2018 2:12 pm
Gander
Зарегистрирован: 10.04.2015
Сообщения: 2250
Откуда: Фастов Киевской обл.
Сокращенный вариант цитаты, а так же о судьбе панорамы можно прочесть в заметке газеты "Факты":
У автора же книги о Булгакове цитата из Катаева заканчиваеся так:
"...Может быть именно тогда зародилась мечта нарисовать цветными карандашами нечто подобное - величественное, бессмертное..."
Но, может быть, и другому мальчику - киевскому гимназисту Михаилу Булгакову - живописная "Голгофа" навеяла мечту "нарисовать нечто подобное - величественное, бессмертное"? Тем более, что Катаев, воссоздавая детские впечатления, УЖЕ ЗНАЛ, что Булгаков ЭТУ МЕЧТУ ОСУЩЕСТВИЛ - в "Мастере и Маргарите" (выделено мною).
Другими словами, и старший брат вслед за младшим решил "попастись" на такой бескрайней и плодородной булгаковской литературной ниве...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах